Вика задумалась. Она и правда, никому и никогда не рассказывала, что случилось в их семье. Кому это надо? У всех свои проблемы, свои заботы.
— Мама ушла от нас…
— Как это? – Света отстранила девочку и принялась готовить чай. – Почему ушла?
— Сначала все было хорошо. Мы жили втроем. Папа, мама и я. А потом появился Кирилл. Мне кажется, что все началось именно тогда. Маме было… сложно. Я была еще маленькая, а тут еще один ребенок. Она не справилась.
— Что случилось? Пить стала? Или загуляла? Прости, Викуль, но я такое много раз видела, поэтому напрямую спрашиваю.
— Сначала первое, а потом второе. – Вика опустила голову. Говорить об этом было невыносимо стыдно. – Уже после Полины. Она уходила и ее не было дома день-два, потом больше. А потом она сказала, что у нее новая любовь. Сказала, что она устала и хочет жить. И уехала. Понимаешь, Свет, она устала от нас… — Вика подняла глаза на подругу и сжал кулаки. Плакать – последнее дело, хватит ей уже, наревелась. – Мы стали ей не нужны.
— Ох, Вика! – Света поставила перед девочкой чашку и снова обняла ее. – Даже не знаю, что и сказать… Хотя нет, знаю. Ты – молодец! И ты намного сильнее твоей мамы. Твоим брату и сестре очень повезло, что у них есть ты.
Света еще что-то говорила, но Вика уже почти ничего не слышала. Ей вдруг стало так легко и спокойно, как не было уже давно. Как будто кто-то снял огромный груз с ее плеч, и она снова смогла расправить спину.
С того дня их отношения со Светой перешли на какой-то новый уровень. Им больше не надо было ничего скрывать друг от друга или недоговаривать. Самое сложное и плохое было сказано. Вике стало гораздо проще. В школе подруг у нее не было, ведь гулять с девчонками она не могла, так как не хватало времени. Слишком разная жизнь, слишком разные интересы. А поделиться разными девчачьим глупостями хотелось. Света была здесь незаменима.
— Я еще не настолько старая, чтобы все забыть, но и не такая молодая, чтобы не дать умный совет. Повезло тебе! – она со смехом вытряхивала свою косметичку и протягивала Вике какую-то особенную тушь. – Глаз от тебя отвести не сможет! Гарантирую!
Вика краснела. Саша появился в их классе неожиданно, в середине года, и сразу стал предметом вздохов почти для всех девчонок. Еще бы! Такой красивый, умный, спортивный! Мечта, а не парень! А он, оглядевшись по сторонам, заприметил Вику. Первые робкие записки, пара походов в кино, и он объявил, что Вика «его девушка».
— Ты только поосторожнее с ним, Викуля. Очень легко потерять себя за чувствами. Голову не выключай. Ну, или хотя бы постарайся. – Света с тревогой поглядывала на враз похорошевшую девушку.
Светлана оказалась совершенно права. Вика напрочь потеряла голову. Отец молчал, с тревогой наблюдая за дочерью, когда ему звонили из садика, потому, что Полину вовремя не забрали. Вика ничего не рассказывала, на вопросы — отшучивалась, но он-то видел, что происходит. И радовался за дочь и тревожился как все повернется. Кирилл бросил сражаться с математикой и скатился на тройки, потому, что помочь с уроками теперь Вике было некогда. Так продолжалось почти месяц, пока не случилась беда.
В тот день Вика забежала домой всего на минутку. Переодеться, покормить младших и привести себя в порядок. Конечно, ей нужно было бы отложить все свои дела, ведь Полинка опять заболела. Дождавшись утром врача, Вика тщательно записала все назначения и, придя из школы, накормила сестру и дала ей лекарства.
— Кирилл, присмотришь за Полей? Я ненадолго.
Вика не хотела уходить, но у Сашиного друга сегодня день рождения. Саша сказал, что обидится, если она не пойдет с ним.
— Я не могу, Саш! Поля болеет.
— Малыш, ну она же уже не младенец. Да и ты ей не мама, а старшая сестра. В конце концов у вас есть отец. Вот пусть он и присматривает за малышней. Он взрослый и это его прямая обязанность. У тебя вообще нет свободного времени!
Вика задумалась, но тут Саша обнял ее и она, как всегда, растаяла.
— Ненадолго только. На час. А потом я уйду, ладно?
— Я даже тебя провожу. Вик, ты тоже должна развлекаться хоть иногда. А то жизнь пройдет, а что ты там видела, кроме пеленок? Не успеешь оглянуться, как своих детей нянчить будешь и снова будут те же самые пеленки. А жить когда?
Вика покраснела. Какие еще дети? Но Саша смотрел на нее так, что мурашки табуном пронеслись от макушки до пяток. Что там Света говорила? Держи себя в руках? Вика вывернулась из объятий Саши и побежала к дому, махнув рукой.
— Я скоро.
Укутав Полину в одеяло, Вика дала той книжку и усадила рядом любимые игрушки.
— Расскажи им пока историю. Им будет очень интересно.
— Я же читать не умею!
— Зато знаешь все эти сказки наизусть. А они посмотрят картинки с тобой и послушают.
— Ладно! А ты?
— А я скоро приду.
Полинка кивнула и открыла книжку. Вика обернулась на пороге. Почему-то ей не хотелось уходить и оставлять сестру одну. Кирилл, конечно, дома, но он не всегда внимателен, а уж если дорвется до Викиного компьютера, то и вовсе потерянный элемент. Папа должен прийти с минуты на минуту, так что, наверное, можно оставить Полю ненадолго.
— Кирилл! Я ушла! Компьютер не включай!
— Ладно!
Конечно, едва за Викой закрылась дверь, Кирилл нажал на заветную кнопку и, ожидая загрузки, заглянул в комнату к сестре.
— Поля, я поиграю немножко. Если что-то захочешь – позови.
— Хорошо!
Кирилл не слышал, как Полина встала и пошла бродить по квартире. Не слышал, как она открыла комод в комнате отца, которая раньше была спальней бабушки. Резной старинный комод был бабушкиной гордостью. Витые ручки, замки, к каждому из которых был свой ключ. Ключи обычно лежали далеко, но отец утром доставал документы и забыл связку в замке. Поля поиграла маленькими ключиками, свисающими с цепочки, а потом повернула тот, что был вставлен в замок, и открыла ящик. Папки с документами ее не интересовали, а вот красивая деревянная шкатулка, где бабушка хранила лекарства сразу привлекла внимание. Что тут?
Кирилл не слышал, как она играла у себя, разговаривая с игрушками.
— А это тебе! Чтобы горлышко не болело. Не капризничай! А то не поправишься! И ты тоже держи! Все пейте лекарство! И я выпью! Будем здоровы и пойдем в зоопарк!
Вике в компании не понравилось. Шумно, какие-то чужие люди вокруг, а, главное, то, что она на дух не переносила.
— Малыш, да ладно тебе. Всего-то полстаканчика!
— Саша!
— Ладно, не хочешь, как хочешь.
Вика смотрела, как он подошел у другой девушке, предлагая выпить, и вдруг поняла, что делать ей здесь совершенно больше нечего. Тихо выскользнув из кафе, где отмечали праздник, она зашагала к остановке.
Открыв дверь в квартиру, она удивилась. Было очень тихо. Глянув на часы, она поняла, что отца дома еще нет, хотя он давно должен был прийти. А где же младшие?
Кирилл так увлекся игрой, что даже не заметил, как старшая сестра заглянула в комнату.
— Надеюсь, уроки ты все сделал?
— Фу! Вика! Напугала! – Кирилл нажал на паузу и повернулся.
— Кажется, я запретила тебе включать компьютер.
— Викусь, что ты вредничаешь? Я уроки почти все сделал. Сейчас стих выучу и все. Можно, я уровень пройду до конца? Мне немножко осталось.
— Ладно. А где Поля?
— Не знаю. У себя была.
Вика толкнула дверь в свою комнату и сначала не поняла, что случилось, а когда до нее дошло – она закричала.
— Кирилл!
В голосе сестры было столько страха, что мальчишка бросил все и кинулся на зов.
— Беги к Свете! И телефон! Дай мне телефон! – Вика трясла за плечи Полинку, которая полулежала на ковре, прислонившись спиной к кровати. Вокруг валялись игрушки и маленькие полупрозрачные шарики…
— Где ты взяла их, Поля?! – Вика лихорадочно жала на кнопки. – Скорая?
Света ворвалась в комнату и выхватила из рук Вики телефон. Продиктовав адрес, она заметалась по комнате.
— Коробка! Должна быть коробка или пузырек! Ищите!
Положив сестру на кровать, Вика опустилась на колени.
— Вот она! – Кирилл выхватил из-под кровати старшей сестры баночку.
— Хорошо! Врачам надо будет показать! – Света посмотрела на бледную как полотно, Вику и тряхнула ее за плечи. – Вика! Соберись! Сколько времени прошло после того, как ты ушла? Это важно!
— Минут сорок, может чуть меньше.
— Кирилл, а ты? Когда ты видел Полю?
Что-то прикинув, Кирилл посчитал и кивнул:
— Может минут двадцать назад.
— Хорошо…
Светлана подхватила на руки девочку и скомандовала:
— Вика, документы Полины. Кирилл, звони отцу.
Все обошлось. Полину оставили в больнице на ночь, чтобы понаблюдать и главврач, посмотрев на Вику, которая отказывалась отходить от сестры, только кивнул:
— Пусть остается. Присмотрит за девочкой. А мы за ней присмотрим.
Медсестра сделала Вике укол успокоительного и кивнула на кровать рядом с Полиной.
— Ложись. Она спать будет до утра, и ты отдохни.
— Не могу. Уснуть не смогу… Это я во всем виновата…
— Эх, девка, если бы все виноватые так винились сразу. Бывает, привезут ребенка, а мать всем доказывает, что лучше ее и на свете нет. А ребеночек от недогляда пострадал. А ты ей не мамка, а сестра. Да еще и малая сама. Сколько тебе? Пятнадцать?
— Почти шестнадцать.
— За самой еще глаз да глаз нужен. А мать твоя где?
— Не знаю…
— Ох, ты, горюшко! Послушай, что я скажу. С сестренкой твоей все хорошо будет. Я таких тут навидалась. Завтра и не вспомнит, что было-то. А вот ты теперь этого никогда не забудешь. Это как в школе. Если в ответе сделал ошибку, то второй раз уже не ошибешься, потому, что выучил, знаешь теперь как правильно надо. И это хорошо, это ладно, если только правильно все сделаешь.
— А как?
— Не расти в себе вину. Никому это не надо. Ты и так будешь помнить всегда, что да как. Вот эту память – береги. Потому, как она тебе поможет потом, когда свои детки появятся. И еще. Не стелись перед сестрой, когда все пройдет. Только испортишь девку. Ошибиться может всякий, да только правильно повести себя потом, не у всех получается. Сколько я такого навидалась здесь. Матери пытаются свою вину загладить, разрешают все и дите превращается из ангелочка в сущее наказание. И ладно бы им самим, так и окружающим тоже. И получается, что вместо того, чтобы исправить все, делают только хуже. Я не могу хорошо объяснить, никогда не умела правильно говорить.
— Нет, вы неправы. Хорошо вы умеете. – Вика поправила одеяло сестре и кивнула. – Я все поняла. Спасибо!
— Отдыхай. Не знаю, что с твоей мамкой случилось, но дочка старшая у нее получилась очень хорошая, так и знай.
Медсестра вышла, а Вика взяла за руку сестру. Поля спала беспокойно, вздрагивая и похныкивая во сне, но как только Вика коснулась ее, она успокоилась. Вика тихонько подвинула сестру на кровати и вытянулась рядом. Полинка прижалась привычно к ее плечу, глубоко вздохнула и засопела уже спокойно и глубоко.
— Прости меня, маленькая! Я теперь глаз с тебя не спущу!
Вика еще долго что-то шептала, просила прощения, перебирая кудряшки младшей сестры, а потом, незаметно для себя, уснула.
Два года спустя.
— Поля!
— Я уже идууу! – Полинка покрутилась перед зеркалом. – Красиво!
Новое нарядное платье они вчера купили с Викой. Все-таки такое событие! Схватив с комода ленточку и расческу, Полина побежала в комнату.
— Причеши меня!
Вика шикнула на сестру и тихонько покачала малыша на руках еще.
— Все, уснул! – она переложила ребенка в коляску и повернулась. – Давай, тихонечко!
Она почти закончила с прической Полины, когда во дворе загудели машины.
— Разбудят! – Вика метнулась к коляске и принялась катать ее по комнате. Малыш чмокнул губами и заснул еще крепче.
— Викуля, они уже спускаются, — отец заглянул в комнату, на ходу завязывая галстук.
— И хорошо. Пусть едут, а мы потом, пап. А то точно разбудят и будет нам потом и свадьба, и банкет. – Вика засмеялась и подошла к окну.
Сверху ей было мало, что видно, но вот прошел Максим, за ним проплыла, придерживая подол длинного платья, Света. Вика усмехнулась. Сколько споров было из-за платья!
— Какая из меня невеста? Я второй замуж выхожу!
— Ну, так за того же самого! Значит, можно и в белом.
— Курам на смех!
— Хотела бы я посмотреть на тех кур, которые рискнут смеяться над тобой! – Вика перебирала платья и вдруг замерла. – Смотри! А как тебе это? И не белое оно.
Светлое платье модного оттенка «экрю» село на Светлану как влитое.
— Все равно слишком нарядное.
Сомневаясь, она повернулась перед зеркалом.
— Свет, красиво. Максим с ума сойдет, когда тебя увидит.
— Ага! С моими лишними кило и с красными от недосыпа глазами.
— Он на тебя так смотрит, что его, похоже, все это не волнует совершенно.
Платье они все-таки купили и сейчас Света, перед тем, как сесть в машину, подняла голову, высматривая подругу. Вика махнула ей рукой. Все в порядке!
Маленький Гриша снова причмокнул во сне, и Вика проверила, все ли она собрала в сумку, которую возьмет с собой.
— Папа, теперь можно! Выдвигаемся.
Она осторожно взяла на руки малыша и прижала его к себе. Сколько счастья было у Светы, когда она узнала, что все-таки станет матерью! Вика вспомнила, как они, обнявшись, скакали по квартире, и Света плакала и смеялась, потрясая в воздухе точно такой же пластиковой папкой, как та, что Вику уже однажды видела.
— Знатный ты подарочек, Григорий Максимович! Самый лучший на свете! – Вика кивнула Полине на сумку с детскими вещами и пошла к выходу.
Банкет был в ресторане на берегу реки. Вокруг красивого здания был разбит парк.
Света улыбнулась гостям и пошла по дорожке к лавочке, на которой сидела, качая коляску, Вика.
— И снова ты в няньках…
— Кому-то же надо! Хороша была бы невеста с ребенком наперевес. Да и громко там очень.
— Викуль, спасибо тебе!
— Ой, оставьте ваши церемонии. Это сейчас я твоего нянчу, а потом твоя очередь придет. Так что я страшно корыстная! – Вика рассмеялась. – Сделаю тебя бабкой!
— Максимум – теткой! – Света опустилась на лавочку рядом с подругой. — И давай чуть попозже. Вот Гришка подрастет, потом Машка, а потом твоя очередь. Как раз доучишься.
— Какая Машка? – Вика удивленно уставилась на Светлану.
— Ну, какая… Которая будет…
— Светка, ты что… опять?
— Тихо! Не будем сеять панику в наших рядах раньше времени! Даже Максим еще не знает. Я ему в конце вечера скажу. Викуль, страшно, не могу!
— И чего ты боишься?
— Как справлюсь…
— Вот о чем бы я не переживала вообще! Это же ты! И я рядом. Прорвемся! – Вика обняла Свету. – Я так рада…
Полина сбежала по ступенькам, чуть не уронила тарелку, и уже шагом пошла к сестре.
— Держи! Там уже весь торт без вас съели.
— Похудею! – Света встала и одернула платье. – Ой! Нет… Ну ладно, потом похудею!
— Значит, тебе можно! – Вика протянула вилку подруге. – Ешь!
— А ты?
— Ну, вы даете! Я же две вилки принесла! – Полина возмущенно посмотрела на подруг. – Ешьте обе, а я пока Гришу покачаю!
Вика сидела на лавочке рядом со Светой, ела торт и жмурилась от удовольствия. Как мало человеку для счастья надо… Чтобы были здоровы близкие, чтобы был друг, и чтобы у тех, кто рядом, все было хорошо. Ведь, если счастливы будут те, кого ты любишь, то счастливому быть и тебе. По-другому не бывает.
Автор: Людмила Лаврова